accionmutante (accionmutante) wrote in strashno,
accionmutante
accionmutante
strashno

Убойная сила


Чекист (1992) Александр Рогожкин.
Чистых комедий у Рогожкина нет, вопреки его статусу комедиографа, который режиссёр то ломает, то склеивает взад. Лучшие его фильмы одинаково бедны на сюжет. Приходят в подвальчик чекисты и стреляют, стреляют, стреляют ("Чекист"). Приезжают охотнички на дачу и выпивают, выпивают ("Особенности национальной охоты"). Встречаются на лесном пятачке русич и представители малых народов – и выясняют отношения и выяснить не могут ("Кукушка"). Бывает, воображаемый ремешок вокруг места действия затягивается и того ýже ("Блокпост", вагонно-тамбурная "Болдинская осень"). Но "пятачки" эти на то и пятаки, чтоб всем нравиться. Невеликий номинал не мешает им развернуться к нам одновременно, будто картой полушарий, и решкой, и орлом. 
 Минимум сюжетных поворотов. А за подвальным окошком экрана такое, что глаз не отвести, глаз – безо всякого сомнения, грешных. Обычная вещь в аду: зритель грешит, не успевая каяться. Ад – дополним слова одного коммуниста – это убийство других. Их, кстати, чертовски приятно, но трудно жалеть: только в сердце защемит при взгляде на случайного члена массовки и жертв с лицами артистов Мигицко и Бычкова – пли, уже увозят. Это мультиоргазм, мастурбация до тошноты. Наслаждение несправедливостью, сладкий и гадкий террор многажды повторённой сцены из "Повести непогашенной луны" (утопление белогвардейцев с помощью мотка колючки). Или "120 дней, которые изменили мир" Маркиза де Рида в хореографической постановке Миклоша Янчо. Хотя, надо признать, Рогожкин мягок – он не в состоянии держаться венгерского лукавства. То и дело косится вбок, убоявшись места, куда нас привёл.

 Напомним, что "Чекист" – только одна из частей цикла "Русские повести", который был спродюсирован Олегом Коньковым и Ги Селигманом специально для французского телеканала "
La Sept" (ARTE). Отсюда и неминуемый душок эксплуатации модного в Европе – и, в частности, во Франции, родине гильотины, – антисоветского материала. Это авторы страшилок, словно цепь прокуроров, выжимают слёзы из кроваво-красных страниц болезной истории СССР. Остальные серии "Повестей" также поставлены известными режиссёрами: "Дитя" (Виктор Титов), "Ключ" (Павел Чухрай), "На Иртыше" (Вячеслав Сорокин), "Рукопись" (Александр Муратов), "Тьма" (Игорь Масленников).
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 0 comments